КОНСТРУКЦИЯ Использовать монокль удобнее всего с простой зеркальной камерой, производя фокусировку по матовому стеклу. В качестве линзы для монокля выбирается вогнуто-выпуклое стекло (положительный мениск) с нужным фокусным расстоянием (обычно в диапазоне 35-135мм). Мениск располагается вогнутой стороной наружу, в сторону снимаемого объекта. Диафрагма размещается на расстоянии приблизительно 1/10 f перед линзой, то есть снаружи объектива, и юстируется по минимальной коме (кома—специфическое оптическое искажение, “свечение” вокруг ярких объектов). Ниже изображен эскизный чертеж простого монокля. Фокусное расстояние отсчитывается от задней кромки линзы (вертикальная пунктирная линия). Диафрагма с отверстием фиксированного размера вставлена в резиновую коническую бленду. Размер относительного отверстия диафрагмы также подбирается опытным путем, по наилучшему рисунку. Для разных сюжетов могут использоваться разные относительные отверстия. Характерной особенностью монокля является довольно большой ход элементов объектива при наводке на резкость, поэтому бывает трудно использовать оправу стандартного объектива как основу для изготовления монокля, за редкими исключениями (иногда удается воспользоваться дополнительной резьбой, изначально не предназначенной для наводки на резкость, а только соединяющей две половины объектива). Отсюда многочисленные удачные попытки изготовления моноклей на основе телескопических или гармошечных оправ (макро-приставок, bellows). ИЗГОТОВЛЕНИЕ 1.Монокль на основе оправы “Zykkor M.C auto 1:2.8 135mm” У меня есть несколько старых зеркальных камер системы Minolta—Minolta SRT Super, Minolta SRT 200 и Minolta SRT MCII. Камеры серии SRT это очень надежные и простые механические зеркалки, оптику к которым можно купить по бросовым ценам, в особенности если покупать не “родные” линзы Rokkor-Minolta, а объективы сторонних (Vivitar, Tamron, Sigma, ...) производителей. Поэтому я выбрал в качестве основы для своего первого монокля объектив “Zykkor M.C auto 1:2.8 135mm”, с байонетом Minolta manual для фотоаппаратов Minolta моделей SRT, XE, XK. Это простой объектив, использующий достаточно качественное стекло. Разбирается он очень легко, при этом не требуется ничего кроме ювелирной (№0) отвертки и резиновой чушки подходящего диаметра (в качестве замены сойдет резиновая ножка от мебели или круглый стакан, обернутый тонкой резиновой лентой). Чушка используется для отворачивания кольцевой шайбы, крепящей переднюю линзу. Я выкрошил из объектива все линзы (числом 4) и диафрагменный блок, оставив пустой цилиндр. Внутреннее чернение на первый взгляд выглядело достаточно качественным, дополнительное подкрашивание или оклеивание не требовалось. В качестве основной линзы я попытался использовать макро-фильтр +10 диоптрий, наворачивающийся на внешнюю резьбу объектива. Однако фокусное расстояние этой линзы (100мм) требовало более короткого объектива для наводки на бесконечность, и я поставил в качестве основной вторую от внешнего конца линзу того же “Zykkor’a”, перевернув ее вогнутой стороной наружу, в соответствии с рекомендациями [3] . Фокусное расстояние полученного объектива равно 135мм. Диафрагменный узел монокля сконструирован на основе резиновой бледы, новорачивающейся на внешнюю резьбу объектива. Диафрагмы, вырезанные из тонкого черного матового пластика, вставляются в бленду, оказываясь при этом на расстоянии 2.5 см от линзы монокля, что несколько больше рекомендованного в [3] расстояния в 1/10 фокусного. На снимке внизу изображен результат работы вместе с использовавшимися инструментами и частью внутренних деталей бывшего “Zykkor’a”: Объектив требует доработки и юстировки. Прежде всего, надо разметить шкалу, чтобы упростить наводку на резкость (чтобы хотя бы на бесконечность можно было устанавливать по шкале). Нужно подобрать оптимальное расстояние диафрагмы относительно фокальной плоскости объектива и размер относительного отверстия. Подборка выполняется эмпирически, по рисунку комы (см. [3]). Конструкция объектива такова, что наводить на резкость можно двумя резьбовыми узлами с разным шагом—один для точной наводки, другой для грубой. Последний узел не использовался в оригинальном объективе, это просто резьба, соединяющая задний и передний цилиндры, в оригинальном объективе она была до конца ввернута. Такая схема упрощает наводку и усложняет разметку шкал. . Монокль на основе макро-приставки “Lentar”. Этот монокль собирается в основном из стандартных деталей; ломать и курочить ничего не требуется (ну, почти). Итак, имеем: -фотоаппарат “Minolta XE-7” c байонетом Minolta MD, -макро-приставку “Lentar” для данного байонета, -макро-фильтр неизвестного производителя (положительный мениск с фокусным расстоянием 135мм), -T-адаптер как источник еще одной ответной части байонета MD, -кольцо-переходник с резьбы 49мм на 55мм (как раз резьба линзы-макрофильтра), -резиновую бленду “Quantaray” c резьбой 55мм для длиннофокусного объектива (бленда нужна не широкоугольная, так как широкоугольная задевает за рельсы “Lentar’а”), -прозрачный УФ светофильтр 55 мм и пластиковую диафрагму с внешним диаметром, соответствующим внутреннему диаметру светофильтра (чтобы легко входила и хорошо держалась) Вот оно все на картинке: Работа начинается с линзы. Ее нужно перевернуть в оправе. Линза крепится в оправе резьбовым кольцом с двумя рисками, для того чтобы его отвернуть, нужен инструмент под названием spanner. Например, такой: Если заказать у мастеров или изготовить самому не получается, то можно симпровизировать нужный инструмент, взяв в руки напильник и лист стали или стальную же трубку подходящей толщины и размера…должно получиться. Итак, отворачиваем, переворачиваем и заворачиваем на место. Следующим шагом изготавливаем универсальный переходник с байонета MD на резьбу 55мм. Берем в руки T-адаптер (используется для подсоединения фотоаппарата к телескопам, микроскопам и тому подобному оборудованию). Штука недорогая (мой обошелся 13 долларов с доставкой) и полезная. Откручиваем от Т-адаптера ответную часть MD байонета с помощью все той же отвертки (см. выше описание разборки Zykkor’а) и приклеиваем к нему эпоксидным клеем переходное кольцо 49-55мм. Цифры 49 и 55 можно заменить по вкусу, у меня просто было это кольцо. Если ваш любимый размер, скажем, 49мм, то это может быть и кольцо 55-49mm, и 52-49…надеюсь, понятно. Приклеивать нужно точно, чтобы не нарушить симметрию создаваемого объектива. Такие инструменты, как циркуль, линейка, а также картонные шаблоны помогут в этом: Обратите внимание на отверстия для болтиков крепления на байонете T-адаптера: они вывернуты при его разборке и отверстия использованы при склеивании для вящей прочности. Если перед склейкой заклеить их липкой лентой со стороны байонета, то жидкая эпоксидка в них затечет и намертво зафиксирует переходное кольцо. Итак, монокль готов! Собираем его в порядке: фотоаппарат, макро-приставка, T-адаптер/переходное кольцо, линза: затем—бленда, светофильтр со вставленной диафрагмой. Вот конечный результат: Полученный монокль отличается от описанного выше Zykkor’ного двумя важными характеристиками: во-первых, он наводится на резкость от 30 см (а не от 2-х метров) и до бесконечности. И наводка очень удобна, в особенности со штативом. Во-вторых, это универсальная база для изготовления нескольких разнофокусных моноклей—только меняй линзу, все остальное сохраняется! ТЕСТ Итак, вашему вниманию предлагается самый первый, пробный тест полученного монокля на базе оправы “Zykkor’а”. Съемка производилась в условиях дневного освещения, утром, днем и вечером. Использовалась камера Minolta SRT MCII, пленка Fuji Reala 100, диафрагма с относительным отверстием f/6.14. Все кадры были отсканированы на сканерах Epson Perfection 1660 Photo и Epson Perfection 2400 Photo в режиме “transparency”, c использованием прилагаемого к сканеру адаптера для 35мм пленки, программой VueScan 7.6.8, c разрешениями 1600 и 2400 dpi. Полученные кадры корректировались в программе PhotoShop CS—исправлялся тональный и цветовой баланс. Каждый из снимков представлен в уменьшенном виде. Видно, что объектив способен выдавать более-менее резкие детали. Это видно на снимках 2 и 3. Насколько уместен его рисунок, кома…мне нравится, кома достаточно однородна по полю кадра, посмотрим, поснимаем еще с разными диафрагмами. Я не заметил влияния внутренних бликов и отсветов на изображение, хотя часть снимков была сделана против солнца.
|